История

История хутора Новомаксимовский – административного центра Новомаксимовского сельского поселения

Что такое - Родной край! Это те родные тропинки, по которым человек куда-то ходил, знакомые закоулки, переулки, дома, где проходило наше детство, это речка, где первый раз искупался.  Для каждого человека родной край является самым красивым местом на земле.

Наш родной край - Новомаксимовское сельское поселение.

За период существования поселения происходило не мало разных событий, жило много интересных людей. В конце 19-го века Чира, как населенного пункта не существовало, здесь было всего несколько дворов. А теперь расположился красивый хутор, в котором проживает более тысячи человек, а во всем поселении более двух тысяч…                                                                     

Когда же был основан хутор?                                                                                                      

Кто первым его населял?                                                                                                                    

Какие значимые события происходили здесь?                                                                             

Каждый человек должен знать, откуда он родом. Ведь чем больше мы знаем о своей родине, тем крепче мы ее любим и гордимся ею.

Станция Чир была основана в 1905 году  в связи со строительством железной дороги Царицын — Лихая, впоследствии получившая статус хутора.

Чирской городок впервые упоминается в московской росписи городков 1593 г. И находился он в урочище "Остров", в лесном займище в месте слияния реки Чир с Доном.  

 

Французская карта 1706 года. «Tsir ou Tvia» («Чир либо Туя») [указывает стрелка – примечание автора]. «Данная французская карта примечательна интересной деталью: «Tsir ou Tvia» написано тем же шрифтом что и «Czaritzin» (Царицын). Название остальных расположенных рядом казачьих городков написано более мелким шрифтом. Отсюда можно предположить, что на момент составления этой карты Чир-городок имел более высокий статус по сравнению с остальными, расположенными рядом казачьими поселениями».
[Источник: Станица Верхне-Чирская – хутор Верхнечирский http://serjcoltel.livejournal.com/photo/album/507/?page=4]

 

В дошедших до нас актах Российского государства казачий городок Чир так же упоминается еще в 1633 и 1637 годах.

Верстовка 1887 года (карта 2 Донского Округа)

К концу 19 века поселение носило название Чир и относилось к станицы Верхнечирской, после уже получило статус хутора и название Новомаксимовский.

 

Фрагмент "Специальной карты Европейской России" напечатанной в 1915 году. Данные в ней отражены по состоянию на 1868-й год.
[Источник: Станица Верхне-Чирская – хутор Верхнечирский http://serjcoltel.livejournal.com/photo/album/507/?page=4]

В 1895 г. вблизи нынешней станции Чир (железнодорожного вокзала) была построена усадьба (к сожалению, имя ее владельца не известно), впоследствии ставшая зданием железнодорожной амбулатории.  В это время на территории нынешнего хутора Новомаксимовский было всего несколько дворов.

Царское правительство в 1898 году решило проложить железную дорогу Царицын – Лихая. Строительство было поручено акционерному обществу Юго-Восточной железной дороги. "Царицынский вестник" сообщал 19 июня 1900 года "12 июня сего года открыта в коммерческую эксплуатацию Восточно-Донецкая линия Юго-Восточных железных дорог, с большим мостом через Дон у хутора Рычкова. Все станции и разъезды обустроены служебными и жилыми помещениями". Начальником станции Чир был Сырцилин Василий Михайлович, а начальником Чирской дистанции был Голоскевич Николай Иовл.

Изначально планировалось станцию Чир построить в непосредственной близости от Верхне-Чирской, но тогдашний станичный атаман Иван Михайлович Максимов (подъесаул, подержанный старожилами, категорически запретил данное строительство. Считалось, что железная дорога от сатаны. Поэтому станция была построена на 2 км западнее. Она получила название Чир и отсчитывает свои дни с 1905 года.

До гражданской войны на станции имелось 30 дворов,  несколько лавок, больница, контора, два амбара, винополия, водонапорная башня, маслозавод, сенопункт,  железнодорожный клуб с прекрасным садиком, цветочными клумбами и фонтаном.

Кроме железнодорожников здесь жили извозчики, торговцы, кожевники, сапожники.

В Верхне-Чирской была водокачка, качала на станцию Чир воду для паровозов (сейчас место, где был водозабор, называется «Старая водокачка»). На кожевенном бугру стоял заводишко – выделывали кожу на подошву, юфту на сапоги. Недалеко от станицы Верхне-Чирской (2-3 км) располагался сосновый лес площадью 60 га (во время Великой Отечественной войны этот лес немцы весь порубили). Но все это благоденствие рухнуло со страной в жерле революции и беспощадной братоубийственной войной.

Жизнь текла своим чередом. Через недовольства, репрессии, перегибы налаживался новый быт. Новые поколения, не знавшие прежних порядков, вырастали и привыкали к устоявшемуся укладу. Постепенно зарастали шрамы в сельском хозяйстве, затягивались раны в душах. На станции Чир располагались сельский совет, сельпо, чаиная, бригадный дом, изба – читальня, детский сад, школа,  приёмный пункт хлопка и МТС. Жизнь шла по восходящей до 1941 года…..

Улицы Ворошиловская – (ныне Октябрьская), ул. Пролетарская, Южная, Пионерская, Фрунзе, Советская (по которой ездили в нижнечирскую), Первомайская, Колхозная, Партизанская  были построены ещё до войны.

Чир. Вокзал и привокзальная площадь. 1943 год.

Водонапораные башни для снабжения паровозов водой. Взорванная нашими войсками при отступлении и  построенная деревянная времянка после Сталинградской битвы.

В июле 1942 года станция была оккупирована немцами. В годы оккупации хутор был разграблен и почти полностью разрушен немцами, устояла только станция. Бои были ожесточенные, потери были с обеих сторон. Немцы не сдержали натиска наших солдат и отступили в сторону Нижнечирской. Было много брошено обгоревшей техники, орудий, боеприпасов. Горели вагоны на путях, сгорела контора дистанции и все мастерские, паровозное депо, школа, заготзерно, пекарня. Разрушены здания и мастерские МТС, нефтебаза, взорвана водонапорная башня и много жилых домов. Люди остались без крова, ютились в блиндажах, кто в летних кухнях, сараях.                                                                   

23 ноября 1942 г. Красная армия освободила станцию от немецкой оккупации. Жизнь в поселке стала постепенно нормализовываться. В приспособленных помещениях стали работать школа, пекарня, баня, магазин и столовая.

Станция Чир постепенно росла и прихорашивалась. Но самый большой прирост ее ждал в 1950-1951 гг. очередной глобальный проект советского правительства предусматривал переселение ряда хуторов. Канал соединяющий две великие реки, Волгу и Дон, а через них пять южных и северных морей, Цимлянская ГЭС и сопутствующее ей море предполагали затопление огромной территории. Более 2500 жилых домов и общественных зданий нужно было перенести на новое место. К осени 1951 года переселение в основном было завершено. Дома разбирались и перевозились на новые места, располагающиеся за кромкой воды будущего водохранилища. В основном – на станцию Чир, в бурно растущую станицу Новомаксимовскую были переселены х. Старомаксимовский, х. Рычков (частично), х. Демкина (частично), х. Максимов (частично), Ерицкий (полностью).

Под затопление пошло 149 хуторов и казачьих станиц. Хутор Верхнечирский также попадал в зону затопления. Его жители переселялись в голую безводную степь в трех километрах северо-восточнее хутора Новомаксимовский (станции Чир). А также и в сам хутор Новомаксимовский.

Согласно решению исполнительного комитета Сталинградского областного Совета депутатов трудящихся от 10 июня 1954 года № 14/758 «Об объединении сельских Советов Сталинградской области»  в Кагановичском были объединены сельские советы Ново-Максимовский, Верхне-Чирский и Бурацкий – в один Ново-Максимовский сельский совет, центр хутор Новомаксимовский.

Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 10 августа 1957 года Кагановичский район Сталинградской области переименован в Суровикинский.

В 60-м году совхоз «Победа Октября» переехал на станцию Чир. Здесь было депо, на втором этаже, комнаты отдыха для машинистов, которые тут менялись. До 53-го года была воинская часть. Совхоз разделили, потому что было целых девять отделений. В 60-е совхоз «Бурацкий» стал строить еще дома. Было два клуба, большой совхозный и железнодорожный, хорошая столовая.

В Верхнем Чиру была своя начальная школа – до четвертого класса. А в чирскую среднею школу № 69 съезжались дети со всех разъездов от Ляпичева до Морозовской. Жили в интернате напротив, а на выходные ездили домой.

 Школа  № 69. Начало.

 

Школа № 69. 70-е годы

В сельском совете председатель регистрировал браки. Ставилась пластиночка с маршем Мендельсона и расписывали молодых.

Имелась железнодорожная амбулатория, сельская больница с родильным отделением, баня.

В восьмидесятые годы приходилось непросто. Все было в дефиците, все из-под полы. С продуктами в восьмидесятые уже было тяжело. В магазине мало что можно было купить. Выручали поезда, которые в те годы останавливались на станции чаще и дольше. Проводники возили с Украины колбасу, сыр, масло, киевские торты. Этим жители хутора и спасались. Потом талоны пошли на все: на мыло, на спички, на зубную пасту, на спиртное. А на свадьбы и похорон спиртное отпускалось по заявлению. Очереди были на мебель, на телевизоры, на холодильники и стиральные машины.

А в 90-е годы наступил развал. Все разобрали, разбомбили, тащили все что могли. Все общественные здания: столовую растащили, почту, новенькую контору сельсовета сожгли, универмаг по кирпичику растянули, элеватор – руины стоят, как после войны.

Здание сельсовета горело рано утром. Только прошли выборы в 96-м году. Потом для администрации купили домик у торговли, у Новомаксимовского потребительского общества. Там теперь Дом творчества. А под почту купили частный дом.

21 декабря 2004 года в соответствии с Законом Волгоградской области № 971-ОД  образовано  Новомаксимовское сельское поселение, в состав которого вошли 3 хутора:

- х. Верхнечирский

- х. Рычковский

- х. Новомаксимовский, административный центр.

21-й век принес положительные перемены в развитие нашего хутора.  С каждым годом хорошеет наше поселение.

В 2005 году главой поселения была избрана Турченкова Галина Андреевна, благодаря которой произошли значительные перемены в жизни поселения (занимала пост главы с 2005 по 2014 гг.). Большую помощь развитию поселения оказывали и оказывают наши именитые земляки – Елисеев А.М., Бобриков С.А., Бросев А.Г. и другие.

В Новомаксимовском поселении появилось целое пожарное подразделение МЧС и служба спасения на воде того же ведомства. 

В 2008 году открыт Дом творчества, построена детская площадка. Заложены Аллеи земляков и Аллея ветеранов.

 

В 2009 году  у памятника погибшим воинам открыт Парк Победы. Сейчас это красивейшее место хутора. Аккуратные клумбы и газоны, стройные деревья – ивы, ели, берёзы, катальпы, посажено 200 кустов роз. В центре парка установлен памятник – символ танк Т-62.

 

Парк Победы. Танк Т-62

 

 Парк Победы. Братская могила советским воинам.

На пожертвования жителей и земляков из разных городов страны построена Церковь Покрова Божьей Матери с колокольней и колоколами, один из которых вылит из металла военного времени. 15 октября 2011 состоялся чин освящения храма.

 

Новомаксимовский Храм Покрова Божией Матери

К юбилею Новомаксимовской школы (школа № 69) отреставрирован фасад здания, класс информатики оборудован компьютерами, во дворе школы заасфальтировали площадку для проведения «линеек». Высадили деревца, цветы, - 60 кустов роз и 60 саженцев безёзок.

 

Новомаксимовская школа. 2014 год

Работает библиотека, есть музей.

 

Новомаксимовская библиотека. 2015 год

В 2012 году к 70-летию освобождения от немецко-фашистких захваткиков железнодорожной станции Чир открыт новый памятник . На постамент поставлена башня танка, который участвовал в боях. Теперь все как надо. На башне «тридцатьчетверки» снова горят звезды. Как в 1942, когда этот танк был выпущен и воевал. Судя по повреждениям на броне, он не раз попадал в переделки. Последний бой этот танк принял у железнодорожного моста через Дон. В 2011 году вода ушла, открыв башню, которая оказалась на островке. Общими усилиями ее охраняли, а потом по льду с помощью мостостроительной организации вытащили, местные энтузиасты приступили к  реконструкции.

 

Привокзальная площадь. Башня танка Т34.

Нам есть чем гордиться, есть что беречь и преумножать. С каждым днем все полнее мы познаем историю своей родины и стараемся бережно хранить память о славных традициях нашего края. Познание страниц истории поможет нам найти свое место в жизни, быть полезным родине